СХЕМА ПРОЕЗДА E-mail: yacht-club@mail.ru
Тел.: 8 (48242) 4-39-94


ОБ АКВАТОРИИ

Добро пожаловать на Московское море

Основные параметры водохранилища

 

  • Площадь зеркала воды при НПУ 327 км2
  • Периметр водоема 520 км
  • Полный объем водохранилища при НПУ 1,12 млрд.м3
  • Полезная емкость 0,813 млрд.м3
  • Нормальный подпорный уровень (НПУ) 124,00 м
  • Горизонт мертвого объема 119,50 м
  • Средняя ширина водоема 4 км
  • Максимальная ширина водоема 12 км
  • Средняя глубина 3-4 м
  • Максимальная глубина у плотины 19 м
  • Водоохранная зона 3 км
  • Площадь водоохранной зоны 650 км2
ИСТОРИЯ ВОДОХРАНИЛИЩА
В 20 — е годы водоснабжение Москвы и ее окраин было просто ужасным. Июньский пленум ЦК ВКП (б) 1931 года вынес резолюцию о скорейшей постройке канала Москва — Волга и обеспечения столичной индустрии свежей волжской водой.

В древнем городе Дмитрове размещался штаб управления «Москва — Волгстрой» НКВД и Дмитлаг, через который прошло полтора миллионов заключенных. Учитывая, в какие годы велось строительство, можно только представить потери среди строителей канала. Несмотря на тяжелейшие условия труда и жизни, что вело к огромным человеческим потерям, недостаток в рабочей силе не ощущался, непрерывно прибывали осужденные. Лагерей вокруг Волжского узла и по трассе было не счесть. Механизмов не хватало, преобладал тяжелый физический труд. На всех основных работах применялись лопаты, кирки, носилки, тачки, «козы». Так было до 1935 года, пока не появилась техника, самосвалы. Строители канала жили в очень тяжелых условиях, жилые зоны состояли из приземистых бараков. От недоедания, морозов и непосильного труда люди умирали сотнями ежедневно. Без преувеличения можно сказать, что для Советского Союза сталинский канал, 128 километров, стал стройкой века.

Сроки строительства были выдержаны в точности. 21 сентября 1933 года первые строители прибыли на берег Волги в деревню Иваньково, а в 1937 году уже началась навигация на канале и водохранилище. Во время строительства канала меч заносился и над головами руководителей стройки. Возглавивший строительство канала Генрих Ягода (ОГПУ) был 26 сентября 1936 года отстранен от обязательств и арестован. Сдавать канал в эксплуатацию пришлось новому наркому внутренних дел СССР Николаю Ежову. Стройкой непосредственно руководил старший майор госбезопасности (соответствующее армейское звание генерал-лейтенант) Лазарь Коган. Начальник строительства Москва-Волгостроя — старший майор госбезопасности Семен Фирин-Пупко. Начальником Дмитлага был Сергей Пузницкий.

До 50- х годов дожил только главный инженер С.Я. Жук. Ежова Берия убрал как троцкиста. Когана казнили как бывшего анархиста. Начальник Завидовского участка И.В. Некрасов прибыл со строительства Беломорканала как «враг народа». За строительство канала Москва — Волга ему вручен был орден Трудового Красного знамени, но 13 июня 1939 года его арестовали, а в апреле 1940 года расстреляли.

На дне водохранилища остались фундаменты домов, пойменные луга, потеряны огромные площади плодородных земель, уничтожены леса. 110 населенных пунктов Тверского края, в том числе районный центр г. Корчева, в прошлом уездный город. Жители Корчевы переселяться не хотели, тогда их перевезли на другой берег Волги и подложили взрывчатку под храмы. В итоге был получен дешевый водный транспортный путь, огромный резервуар питьевой воды. Жертвы были принесены во имя жизни миллионов своих соотечественников.

Back to Top